Экспериментальная лаборатория учебной лексикографии была создана на общественных началах в 2008 году.
ЦЕЛЬ научно-исследовательской Экспериментальной лаборатории учебной лексикографии является разработка инновационных лексикографических концепций и их реализация в учебных словарях новых типов. Лаборатория создана при кафедре теории и методики гуманитарного образования (ТГО) и работает на общественных началах.
ИЗДАНИЯ
ИЗДАНИЯ (с 2009-го года): | |
СЛОВАРИ | МОНОГРАФИИ |
ОТЗЫВЫ |
ТЕМА научного исследования Лаборатории:
«ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РУССКОЙ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ ПАРАДИГМАХ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ».
На кафедре имеется достаточный потенциал научных кадров и значительный исследовательский задел, позволяющий говорить о больших перспективах работы Лаборатории.
Руководитель лаборатории: НИКИТИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА – доктор филологических наук, профессор
(http://www.famous-scientists.ru/3823/)
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%)
Экспериментальная научно-исследовательская работа в области учебной лексикографии ведется на кафедре ТГО (ранее – МГНО; ТиМГО) с 1996 г. в рамках общекафедральной научной темы «Становление гуманитарной культуры школьника в условиях вариативного начального образования», а также в соответствии с индивидуальными научными темами преподавателей (Т.Г. Никитиной, Е.И. Рогалевой, В.Н. Бредихиной, И.М. Михайловой, Т.Н. Кабинетской, Л.Ф. Корепиной, М.П. Варламовой, М.В. Абрамовой), отраженными в Плане научной работы кафедры.
Научные результаты работы преподавателей кафедры ТГО в области современной лексикографии (1996–2018 гг.):
Востребованность лексикографического продукта
Словари, созданные преподавателями кафедры ТГО, представлены не только в крупнейших библиотеках России и стран СНГ, но и в библиотеках ведущих университетов Германии, Франции, США.
Участие студентов, аспирантов и соискателей в лексикографических проектах Лаборатории
Ежегодно в лексикографической проектной деятельности кафедры активно участвуют 25–30 студентов бакалавриата и магистратуры – членов проблемной группы «Учебная лексикография» (рук. И.М. Михайлова, Е.И. Рогалева, Т.Г. Никитина), а также студенты, проявляющие интерес к лексикографической тематике в ходе освоения учебных дисциплин «Русский язык», «Лингвистические основы подготовки педагога», «Литературоведческие основы подготовки педагога», «Методика обучения русскому языку» и дисциплин по выбору.
Формы участия студентов в проектной лексикографической работе: сбор и систематизация материала, пробное составление словарных статей и их обсуждение, включение лексикографической проблематики в курсовые и дипломные работы, доклады на студенческих научных конференциях, публикации в научных журналах, участие в реализации проектов в рамках грантов (2012-2013 г. – ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (госконтракт № 14.740.11.0228; 2013-2014 г. – грант Фонда «Русский мир» № 978 Gr/1-262-12; 2015 г. – грант РГНФ № 15-16-60002 а(р)., 2017-2018 - Грант РГНФ № 17-16-60001 а(р)).
Диссертационные исследования, выполненные под руководством Т.Г. Никитиной, имеют лексикографические приложения (Л.И. Воробьева, Н.Н. Иванова, Н.Н. Федорова, А.В. Насыбулина, Л.С. Головина), которые становятся основой словарей, создаваемых в лаборатории.
В рамках научного направления лаборатории выполнена, защищена и утверждена докторская диссертация доцента кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ Е.И. Рогалевой (докт. филол. наук, 2015) «Современная учебная фразеография: теоретические проблемы и конструирование словарей».
Сотрудничество Лаборатории в сфере практической лексикографии с учреждениями образования:
Межкафедральные и межвузовские связи Лаборатории в сфере практической лексикографии:
Международное сотрудничество:
![]() |
![]() |