Экспериментальная лаборатория учебной лексикографии была создана на общественных началах в 2008 году.

ЦЕЛЬ научно-исследовательской Экспериментальной лаборатории учебной лексикографии является разработка инновационных лексикографических концепций и их реализация в учебных словарях новых типов. Лаборатория создана при кафедре теории и методики гуманитарного образования (ТГО) и работает на общественных началах.

 

 

ИЗДАНИЯ

ИЗДАНИЯ (с 2009-го года):
СЛОВАРИ         МОНОГРАФИИ
ОТЗЫВЫ

 

 

 

 

ТЕМА научного исследования Лаборатории:

«ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РУССКОЙ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ ПАРАДИГМАХ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ».

На кафедре имеется достаточный потенциал научных кадров и значительный исследовательский задел, позволяющий говорить о больших перспективах работы Лаборатории.

 

   

 

 

 

    Руководитель лаборатории: НИКИТИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА – доктор филологических наук, профессор

   (http://www.famous-scientists.ru/3823/)

   (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%)

 

 

 

  

Экспериментальная научно-исследовательская работа в области учебной лексикографии ведется на кафедре ТГО (ранее – МГНО; ТиМГО) с 1996 г. в рамках общекафедральной научной темы «Становление гуманитарной культуры школьника в условиях вариативного начального образования», а также в соответствии с индивидуальными научными темами преподавателей (Т.Г. Никитиной, Е.И. Рогалевой, В.Н. Бредихиной, И.М. Михайловой, Т.Н. Кабинетской, Л.Ф. Корепиной, М.П. Варламовой, М.В. Абрамовой), отраженными в Плане научной работы кафедры.

         

Научные результаты работы преподавателей кафедры ТГО в области современной лексикографии (1996–2018 гг.):

  • обоснованы лексикографические концепции детского толково-этимологического фразеологического словаря, детского фразеологического словаря-тренажера, литературоведческого био-библиографического словаря, сводного словаря народной фразеологии, сводного словаря русских пословиц, словаря русских примет, словаря современной загадки, словаря советизмов, словаря молодежного сленга, словаря школьного и студенческого сленга, словаря футбольного сленга, регионального словаря сленга, немецко-русского словаря сравнений;
  • разработаны принципы лексикографической репрезентации русской фразеологии и ономастики в аспекте РКИ;
  • реализована концепция двуязычной лингвокультурологической репрезентации русской фразеологии.

 

Востребованность лексикографического продукта

Словари, созданные преподавателями кафедры ТГО, представлены не только в крупнейших библиотеках России и стран СНГ, но и в библиотеках ведущих университетов Германии, Франции, США.

 

Участие студентов, аспирантов и соискателей в лексикографических проектах Лаборатории

Ежегодно в лексикографической проектной деятельности кафедры активно участвуют 25–30 студентов бакалавриата и магистратуры – членов проблемной группы «Учебная лексикография» (рук. И.М. Михайлова, Е.И. Рогалева, Т.Г. Никитина), а также студенты, проявляющие интерес к лексикографической тематике в ходе освоения учебных дисциплин «Русский язык», «Лингвистические основы подготовки педагога», «Литературоведческие основы подготовки педагога», «Методика обучения русскому языку» и дисциплин по выбору.

Формы участия студентов в проектной лексикографической работе: сбор и систематизация материала, пробное составление словарных статей и их обсуждение, включение лексикографической проблематики в курсовые и дипломные работы, доклады на студенческих научных конференциях, публикации в научных журналах, участие в реализации проектов в рамках грантов (2012-2013 г. – ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (госконтракт  № 14.740.11.0228; 2013-2014 г. – грант Фонда «Русский мир» № 978 Gr/1-262-12; 2015 г. – грант РГНФ № 15-16-60002 а(р)., 2017-2018 -  Грант РГНФ № 17-16-60001 а(р)).

Диссертационные исследования, выполненные под руководством Т.Г. Никитиной, имеют лексикографические приложения (Л.И. Воробьева, Н.Н. Иванова, Н.Н. Федорова, А.В. Насыбулина, Л.С. Головина), которые становятся основой словарей, создаваемых в лаборатории.

В рамках научного направления лаборатории выполнена, защищена и утверждена докторская диссертация доцента кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ Е.И. Рогалевой (докт. филол. наук, 2015) «Современная учебная фразеография: теоретические проблемы и конструирование словарей».

 

Сотрудничество Лаборатории в сфере практической лексикографии с учреждениями образования:

  • апробация лексикографических материалов в школах г. Пскова – отв. И.М. Михайлова, Е.И. Рогалева;
  • обсуждение лексикографических концепций и презентации новых словарей в Детско-юношеской библиотеке им. Каверина – отв. В.Н. Бредихина.

 

Межкафедральные и межвузовские связи Лаборатории в сфере практической лексикографии:

  • сотрудничество с кафедрами ФОТД: подготовка пособия по математике с лексикографическим приложением (Е.И. Рогалева, Л.А. Сергеева);
  • сотрудничество с кафедрой русского языка ПсковГУ: подготовка монографии «Культура социума в языке и в словаре» (Т.Г. Никитина, Е.И. Рогалева, В.К. Андреев);
  • сотрудничество с Межкафедральным словарным кабинетом им. Б.А.Ларина СПбГУ (Т.Г. Никитина): реализовано 15 словарных проектов совместно с проф. В.М. Мокиенко.

 

Международное сотрудничество:

  • апробация словарных материалов в школах Эстонии и Латвии (отв. Е.И. Рогалева);
  • сотрудничество с кафедрой славистики университета Грейфсвальд в Германии (Т.Г. Никитина): реализовано 3 словарных проекта совместно с Х. Вальтером; разрабатываются материалы немецко-русского словаря сравнений в рамках совместного проекта Псков-СПб.-Грейфсвальд;
  • сотрудничество в Нарвским колледжем Тартуского университета (Эстония): совместная разработка материалов для словаря «О чем рассказывают городские названия» (Псков: Логос, 2012);
  • сотрудничество с Кренгольмской гимназией (г. Нарва, Эстония): совместная разработка материалов словарей «Пословицы в русской речи». – Псков: Логос, 2012  (Е.И. Рогалева, Т.Г. Никитина, Урве Ая); «Фразеологизмы в нашей речи». - Псков: Логос, 2013  (Е.И. Рогалева, Т.Г. Никитина, Урве Ая);
  • сотрудничество с Западночешским университетом г. Плзень: совместная разработка материалов словаря «Учебный словарь русской фразеологии на русском и чешском языках. Zabavny slovnik ruske frazeologie». - Praha: Fraus. – 2013.– 272 c. (Т.Г. Никитина,  Е.И. Рогалева, Б. Бурешова, М. Рыковска;
  • сотрудничество с университетом Сорбонна (Париж, Франция): совместная разработка материалов словаря «Фразеологизмы в нашей речи. Учебный словарь с комментариями на французском языке. Псков: ООО «ЛОГОС Плюс», 2015. – 200 с. (Т.Г. Никитина, Е.И. Рогалева, Т. Желибтер, М.-П. Пёшо.