О кафедре

Версия для печати

Кафедра теории и методики гуманитарного образования (ТГО) была создана в 1997 г. на базе кафедры методики начального образования. Основатель кафедры и ее первый заведующий – Почетный доцент ПГПУ Николай Константинович Силкин. 

Кафедра ТГО – самая многопрофильная в ПсковГУ. Здесь работают лингвисты и литературоведы, методисты и технологи, музыканты и художники.

 

Они осуществляют подготовку студентов по предметам: русский язык, культура речи, история отечественной литературы, детская литература, методика обучения русскому языку и литературе, методика коррекционно-развивающего обучения русскому языку и чтению, методика преподавания технологии с практикумом, мировая духовная культура, теория и методика музыкального воспитания, методика преподавания изобразительного искусства с практикумом, возвращенная детская литература, литературное образование педагога, язык и дети: лексическая и грамматическая пропедевтика, использование ИКТ на современном уроке музыки, современные информационные технологии в обучении младших школьников, теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе и другие. 

В 2009 г. кафедра ТГО стала лауреатом Всероссийского конкурса «Золотая кафедра России», проводимого Фондом развития отечественного образования, награждена почетным знаком.

В 2012 г. кафедра награждена Дипломом качества (Diplomo di Merito) Европейской научно-промышленной палаты за проведение оригинальных научных исследований.

При кафедре работает научно-исследовательская Экспериментальная лаборатория учебной лексикографии.

 

Круг научных интересов преподавателей кафедры ТГО очень широк. Их объединяет ОБЩЕКАФЕДРАЛЬНЫЕ ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. «Становление гуманитарной культуры учащегося  на разных ступенях обучения». В последние поды тема разрабатывается в русле компетентностного подхода к подготовке учителя начальных классов, педагога дошкольного образования, преподавателя русского языка как иностранного.

Серия сборников статей «Совершенствование обучения и воспитания» 1-4 и четыре коллективные монографии отражают результаты научной работы преподавателей по следующим аспектам общекафедральной темы:

• Оптимизация процесса обучения русскому языку иностранцев (базовый и элементарный уровень) (проф. Никитина Т.Г.)

• Обучение каллиграфии (письму) как условие развития профессиональной компетенции учителя начальных классов (доц. Л.Ф. Корепина)

• Возвращенная детская литература 19-20 вв. (в аспекте преподавания в начальных классах) (доц. В.Н. Бредихина)

• Теоретические и практические основы филологического образования магистра педагогики (доц. Т.Н. Кабинетская)

• Дидактико-методическое конструирование  словарных текстов для младших школьников (доц. Е.И. Рогалёва)

• Литературное чтение в полиэтническом классе начальной школы (доц. И.М. Михайлова)

• Лингвокультурологические аспекты теории и практики обучения неродной речи (элементарный и базовый уровни) (доц. М.П. Варламова)

• Компьютерные технологии  в подготовке и проведении уроков изоискусства (ст. преп. А.В Сафронов).

• Педагогическая организация  гендерного обучения младших школьников (на предметах эстетического цикла) (асс. О.В.Ширяйкина)

• Лингвометодические основы конструирования пособий по русскому языку как иностранному (асс. Абрамова М.В.)

2. «Лексикографическая интерпретация русской лексики и фразеологии в современных парадигмах лингвистики и лингводидактики». Тема выполняется в рамках Экспериментальной лаборатории учебной лексикографии. Реализуются следующие аспекты темы:

• Лингвокультурологическая словарная репрезентация фразеологии и паремиологии в словарях разных типов (проф. Т.Г. Никитина, доц. Е.И. Рогалёва)

• Учебная словарная репрезентация русской фразеологии и паремиологии русскому и иноязычному адресату (проф. Т.Г. Никитина, доц. Е.И. Рогалёва)

• Динамика молодежного сленга и его лексикографирование (проф. Т.Г. Никитина)

• Био-библиографическая лексикография в системе филологической подготовки педагога (доц. В.Н. Бредихина)

• Лексикографическая интерпретация терминов православной  культуры (доц. Т.Н. Кабинетская)

За последние 10 лет  преподавателями кафедры было опубликовано более 40 словарей и монографий, 30 учебных и учебно-методических пособий, более 350 научных статей, в том числе в Германии, Франции, Венгрии, Болгарии, Армении, Беларуси, Эстонии.











Разработка сайта — «ПсковГУ»