СЛОВАРИ

Версия для печати

1. Никитина Т.Г., Рогалёва Е.И.

Большой словарь примет. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2009. – 687 с. (в соавтор. с Н.Н. Ивановой).

Предлагаемый словарь является собранием русских примет. Он включает около 15 тыс. единиц и состоит из пяти частей.

В словарь вошли как традиционные народные приметы, так и приметы-регионализмы, записанные в различных городах России и ближнего зарубежья, приметы-локализмы, сложившиеся в определенных коллективах, индивидуальные, юмористические приметы. Каждая из них сопровождается указанием источников, в которых она зафиксирована; приводится также время ее записи в устной речи или отражения в источниках — либо в самой статье, либо в библиографическом списке.

Пометы отражают сферу употребления каждой конкретной приметы и область, где она была зафиксирована. Ценную информацию содержат и примечания-«инструкции» по нейтрализации примет.

Предназначен всем, кто интересуется приметами и хочет получить полное представление об этом интереснейшем явлении национальной культуры.

 

***

 2. Никитина Т.Г.

Молодёжный сленг: толковый словарь. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2009. – 1102 с.

 

В данное издание словаря вошло около 20 000 слов и выражений из языка молодежи разных возрастных групп, движений и объединений. Из них более 3000 новых сленговых слов и словосочетаний, появившихся только в последнее десятилетие XXI века.

Каждое слово имеет толкование, грамматическую характеристику и в большинстве случаев эмоционально-экспрессивную оценку, а также указание на сферу употребления. Приводится информация об особенностях словообразования, в отдельных случаях дастся этимологическая справка. Примерами употребления служат фрагменты литературных текстов, газетных и журнальных статей, интернет-источников, записи живой речи.

Адресован широкой читательской аудитории. Будет интересен лингвистам, психологам, социологам, преподавателям школ и вузов, а также родителям, не всегда понимающим язык, на котором говорят их дети.

 

***

 

3. Рогалёва Е.И., Никитина Т.Г.

Фразеологический словарь: Занимательные этимологические истории для детей. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с.

 http://static.my-shop.ru/product/pdf/51/509986.pdf

Словарь в увлекательной форме знакомит детей с историей происхождения часто используемых русских фразеологизмов. Словарная статья содержит толкование фразеологизма, указывает на особенности его функционирования и грамматические свойства.

Историко-этимологическая репрезентация строится с использованием интеллектуально-развивающих технологий и предполагает активное участие юного читателя в воссоздании этимологической версии: под деликатным патронажем авторов он наблюдает, доказывает, обобщает языковой и культурологический материал, попутно выполняя занимательные задания на эрудицию.

Словарь предназначен младшим школьникам и детям среднего школьного возраста. Он будет представлять интерес для учителей, родителей, студентов-филологов и широкого читателя, интересующегося русской словесностью, русской культурой.

 

***

   

4. Никитина Т.Г.

Большой словарь русских пословиц. – М.: ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2010 – 1024 с. (в соавтор. с В.М. Мокиенко и Е.К. Николаевой).

 

Пословицы - жемчужины народного творчества, в которых отразился опыт, граненый веками и передаваемый из уст в уста, из поколения в поколение.

Известные знатоки русского фольклора В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина и Е. К. Николаева всю жизнь собирали и исследовали русские пословицы как яркий феномен нашего родного языка и национального духа.

В словаре читатель найдет и хорошо известные ему пословицы и их варианты, и редкие древние мудрые изречения из Библии и русских летописей, и меткие народные афоризмы из всех уголков нашей страны, и новейшие пословицы, рожденные в горниле молодежного жаргона или Интернета.

Этот словарь – самый полный из когда-либо издававшихся словарей русских пословиц, он включает около 70 000 пословиц, что почти в 7 раз превышает число пословиц из знаменитого собрания В. И. Даля «Пословицы русского народа».

 

***

  

5. Никитина Т. Г., Рогалёва Е. И.

Большая книга примет. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2010 – 512 с. (в соавтор. с Н.Н. Ивановой).

Предлагаемая книга является собранием русских примет. Она включает около 7000 единиц. В нее вошли как традиционные народные, так и новые приметы, касающиеся современных жизненных реалий. Каждая из них сопровождается указанием источников, в которых она зафиксирована; приводится также время ее записи - либо в самой статье, либо в библиографическом списке. Пометы отражают сферу употребления каждой конкретной приметы и область, где она была зафиксирована. Ценную информацию содержат и примечания-«инструкции» по нейтрализации примет.

Предназначен всем, кто интересуется приметами и хочет получить полное представление об этом интереснейшем явлении национальной культуры.

 

***

    

 

 

6. Никитина Т.Г, Рогалёва Е.И.

Словарь футбольного болельщика. Оле-оле-оле-оле!  –  М.: ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2010 – 384 с.

 http://www.twirpx.com/file/1700206/

В этот словарь включено более 1500 разговорных и сленговых слов, устойчивых сочетаний и выражений, используемых футболистами и футбольными болельщиками, в том числе шутливые наименования футбольных клубов, прозвища футболистов и тренеров, «кричалки» и песни, исполняемые на стадионе. Словарная статья включает толкование, грамматическую характеристику, контекст употребления слова и этимологическую справку.

Предназначается для специалистов-лингвистов и широкого круга читателей - от любителей русского языка до любителей футбола.

 

 

***

 

7. Никитина Т.Г.

Народная мудрость. Русские пословицы. –  М.: Олма Медиа Групп, 2011. – 416 с. (в соавтор. с В.М. Мокиенко).

 

Русские пословицы   жемчужины народного творчества, в которых отразился опыт народа, его вековая мудрость и национальные традиции. Именно пословицы наиболее ярко демонстрируют жизненную силу и долговечность устной традиции, не вытесненной ни книжной культурой, ни телевидением, ни Интернетом. Составители данного сборника, предлагая читателям это словесное богатство, надеются, что оно не только обогатит их словарный запас, но и сделает их язык ярким и выразительным.

В предлагаемом издании представлено более 5000 русских народных пословиц, представляющих собой фольклорные изречения, материалы из произведений классической и современной литературы, современных СМИ, выдержки из словарей.

***

 

   

8. Никитина Т.Г., Рогалёва Е.И.

Молодежный лексикон г. Пскова. Толковый словарь. Материалы 2001-2011 гг. Псков: АНО «Логос», 2011. – 204 с.

 

В словарь включено более 2000 региональных сленговых слов и выражений (топонимы и микротопонимы, прозвища известных в городе людей, названия изделий местной промышленности). Пометы и толкования раскрывают их социокультурное содержание, оригинальные контексты отражают круг интересов псковской молодежи. Словарь содержит тематический указатель материала («Неформальный справочник туриста»). Предназначен студентам и специалистам-филологам, педагогам, социологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами культуры речи, проблемами молодежи, историей и краеведением.

 

***

 

    

 

9. Кабинетская Т.Н.

Основы православной культуры. Словарь. - М.: Флинта, Наука, 2011. – 136 с.

 http://www.twirpx.com/file/1537017/

Предлагаемый читателю словарь включает основные термины и понятия православной культуры и предназначен для тех, кто только начинает свое знакомство с православием, с основами православной культуры. Содержит основные знания и комментарии православного учения и искусства. Словарь предназначен для педагогов, преподающих основы православной культуры в дошкольных учреждениях и школах, для учеников и для всех читателей, интересующихся проблемами православия.

 

***

 

    

 

 

10. Рогалева Е.И., Никитина Т.Г.

Фразеологический словарь. Занимательные этимологические истории для детей (соответствует ФГОС). - М.: ВАКО, 2012, 2014. – 96 с.

 http://static.my-shop.ru/product/pdf/51/509986.pdf

Словарь в увлекательной форме знакомит детей с историей происхождения часто используемых русских фразеологизмов. Словарная статья содержит толкование фразеологизма, указывает на особенности его функционирования и грамматические свойства. Историко-этимологическая репрезентация строится с использованием интеллектуально-развивающих технологий и предполагает активное участие юного читателя в воссоздании этимологической версии: под деликатным патронажем авторов он наблюдает, доказывает, обобщает языковой и культурологический материал, попутно выполняя занимательные задания на эрудицию.

Словарь предназначен младшим школьникам и детям среднего школьного возраста. Он будет представлять интерес для учителей, родителей, студентов-филологов и широкого читателя, интересующегося русской словесностью, русской культурой.

 

***

 

11. Рогалёва Е.И., Никитина Т.Г.

Фразеологический практикум. 3-4 классы (соответствует ФГОС). - М.: ВАКО, 2012. - 96 с.

 http://static.my-shop.ru/product/pdf/124/1239106.pdf

Словарное пособие  представляет собой своеобразный сборник заданий по фразеологии русского языка. Даны сведения о происхождении устойчивых выражений и описано их значение. Приведены типичные и необычные примеры употребления фразеологизмов в разговорной речи, в художественных произведениях.

Задания способствуют осмыслению и усвоению фразеологизмов, расширению словарного запаса, развитию памяти и воображения, раскрытию творческих возможностей. Фразеологический словарь-практикум может быть использован для создания учебных проектов, а также во внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиадам, конкурсам, викторинам.

Пособие адресовано учителям, учащимся 3–4 классов начальной школы и их родителям.

 

 

***

 

12. Корепина Л.Ф., Корепина Э.И..

Мифологический словарь: боги и герои (соответствует ФГОС). - М.: ВАКО, 2012. - 80 с.

 http://static.my-shop.ru/product/pdf/119/1181569.pdf

Словарь содержит более 200 статей, в которых рассказано о богах и богинях, божествах, олицетворяющих силы природы, воинах, царях, прорицателях, кентаврах, великанах, чудовищах и других обитателях античных мифов. Пособие хорошо иллюстрировано. Оно окажется полезным на уроках литературы и русского языка, истории, а также во внеурочной работе. Станут понятны многие произведения различных видов искусства (литература, театр, скульптура, живопись, музыка), связанные с сюжетами мифов древних греков и римлян.

Книга адресована учителям, учащимся 3–7 классов.

 

 

***

 

 

13. Имена великолукских улиц. Учебный лингвокраеведческий словарь /Сост. И.О. Саюнов. – Псков: Логос, 2012. – 80 с.

 

В словаре раскрывается происхождение названий великолукских улиц, показана их история на фоне истории страны и псковского края. Материал сгруппирован по алфавиту. Предназначается ученикам средней школы и студентам, в том числе иноязычным, изучающим русский язык, лингвострановедение, краеведение, а также всем, кого интересует язык и культура родного края.

Составителем словаря является магистрант 1-го курса программы «Теория и методика обучения неродному языку (русский язык как иностранный, раннее обучение английскому языку)» Игорь Саюнов.

 

   

***

 

 

14. Рогалёва Е.И., Никитина Т.Г.

Ума палата: детский фразеологический словарь. -  М: Издательский Дом Мещерякова, 2012. - 192 с.

 https://read.ru/id/1653561/

Не откладывайте в долгий ящик знакомство с русской фразеологией и культурой. Всем известно: лучше быть семи пядей во лбу, чем без царя в голове. Чтобы не нести околесицу и не глядеть на собеседника, как баран на новые ворота, откройте новый занимательный  словарь, и вы узнаете все тайны и особенности фразеологизмов. Вместе с братьями-коробейниками вы окажетесь на средневековой ярмарке, где найдёте разгадку происхождения фразеологизма с три короба. Чтобы понять историю оборота вить верёвки, посетите музей «Мельница в деревне Бугрово». Побываете в театре, в картинной галерее и поднимитесь на колокольню Ивана Великого. На страницах книги вы найдёте занимательные задания, которые помогут и историю фразеологизма распутать, и смекалку проверить. Научитесь готовить кашу и кисель, узнаете, как смастерить бумажного гуся, как нарисовать на компьютере целую деревню, какие упражнения выполнять, чтобы о вас могли сказать косая сажень в плечах. Но и это ещё не всё. О самом интересном вы узнаете, прочитав книгу.

 

***

  

 

15. Ая У., Никитина Т.Г., Рогалёва Е.И.

Пословицы в русской речи. Учебный словарь с комментариями на эстонском языке. – Псков: Логос, 2012. – 123 с.

 

В словарь включено 80 пословиц, связанных с русской историей и культурой. Словарные статьи содержат толкования, лингвокультурологические и функционально-стилистические комментарии на русском и эстонском языках, примеры употребления пословиц в современной русской речи и их шутливые трансформации. Словарь будет интересен широкому кругу читателей, которых волнуют проблемы русского языка и русской культуры, но в первую очередь он адресован студентам и школьникам Псковского региона и граничащей с ним Эстонии, в том числе тем, кто изучает русский язык как иностранный или готовится стать преподавателем русского языка как неродного.

 

***

 

 

 

16. О чем рассказывают городские названия. Учебный лингвокультурологический словарь / Сост. М.П. Варламова, Г.В. Галактионова, Л.С. Головина и др. – Псков: Логос, 2012. – 138 с.

В словаре раскрывается происхождение псковских городских названий в широком культурно-историческом контексте. Материал сгруппирован по лингвокультурологическому принципу: классификация отражает связь наименований с историей, культурой, природой псковского региона и России. Каждая статья сопровождается резюме на английском языке.

Предназначается студентам и школьникам, в том числе иноязычным, изучающим русский язык, лингвострановедение, краеведение, а также всем, кого интересует язык и культура родного края.

Авторы-составители: М.П. Варламова, Г.В. Галактионова, Л.С. Головина, А.В. Графчикова, А.А. Егорова, М.Е. Иванова, М.Ю. Иванова, Т.Г. Никитина, Н.П. Рауд, В.А. Родькина, Т.С. Рябова, Ю.С. Сандул, И.О. Саюнов, Н.С. Сергеева, Н.Н. Сидорова, С.О. Товстик.

 

***

 

17. Никитина Т.Г., Рогалёва Е.И.

Фразеологический словарь // Словарь младшего школьника: Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Этимологический словарь. Фразеологический словарь (авторы: Маврина Л.В., Круковер В.И., Супрун В.И.) – М.: Стрекоза, 2012. – с.  471-638.

 

Словарь адресован учащимся начальной школы, учителям и родителям. Он состоит из орфографического, орфоэпического, этимологического и фразеологического словарей и содержит информацию о написании, произношении, происхождении слов, а также о правильности употребления фразеологизмов.Увлекательные истории о происхождении фразеологизмов перенесут младшего школьника в далекое прошлое нашей страны, познакомят с народными ремеслами и крестьянским бытом, напомнят любимые сказки и интересные факты из жизни животных. Очень важно не только правильно понимать фразеологизмы и знать их историю, но и уметь использовать эти выражения в речи. С их помощью можно кратко и образно выразить свои мысли и чувства, заинтересовать собеседника, убедить его в чем-то или просто развеселить.  Авторы показывают маленькому читателю, как употребляют фразеологизмы герои народных сказок и литературных произведений, а также его сверстники, которые рассказывают о своей школьной жизни, друзьях, любимых занятиях.

 

***

 

18. Никитина Т.Г.

Ключевые концепты молодежной культуры: тематический словарь сленга. – СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2013 г. - 864 с.

 

В словаре представлено более 10 тыс. сленговых слов и фразеологизмов, отражающих реалии молодежной культуры. Материал объединен в тематические блоки, которые соотносятся с наиболее значимыми фрагментами молодежной концептосферы. В микростатьях сленгизмы получают грамматическую и стилистическую характеристику, толкование, этимологический комментарий и примеры употребления в устной речи, на Интернет-сайтах, в текстах СМИ. Словарь предназначен для специалистов-лингвистов, социологов, культурологов, педагогов, а также широкого круга читателей, интересующихся современным языком и проблемами молодежи.

Словарь издан в рамках гранта по   Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)».

 

 

***

 

   

19. Никитина Т.Г.

Большой словарь русских поговорок. – М.: Олма Медиа Групп, 2013. – 784 с. (в соавтор. с В. М. Мокиенко).

 

Знаем ли мы, что значат слова баклуши, турусы или рожон? Вряд ли, хотя без сомнения, всем хорошо известны выражения бить баклуши, разводить турусы на колёсах и переть на рожон, в которых эти загадочные слова "законсервированы". И наоборот, нередко бывает, что все слова в подобных выражениях нам знакомы до боли, но логика их соединения абсолютно непонятна. Почему, например, оборот съел собаку характеризует хорошо подкованного в каком-либо деле специалиста, вешать лапшу на уши - грубый обман, а до лампочки - абсолютное безразличие? Если хотите знать о поговорках все - этот словарь для вас. Благодаря многолетнему труду известных собирателей фольклора В. М. Мокиенко и Т. Г. Никитиной русские поговорки наконец собраны почти в полном объеме и всесторонне описаны как особый тип языковых единиц - близкий, но не тождественный пословицам, присказкам, прибауткам и другим фольклорным жанрам. В словарь вошло свыше 40 000 русских поговорок, отражающих литературную и народную речь XIX-XXI веков, что в семь раз превышает коллекцию знаменитого "собирателя слов" В. И. Даля. Словарь русских поговорок такого объема и типа - первое собрание этого жанра как в России, так и за рубежом.

Словарь издан в рамках гранта по   Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)».

 

***

20. Рогалёва Е.И., Никитина Т.Г., Ая У.

Фразеологизмы в нашей речи. Учебный словарь с комментариями на эстонском языке. – Псков: Логос, 2013. – 180 с.

В словарь включено 25 фразеологизмов, связанных с русской культурой и русской историей. Словарные статьи содержат толкования, лингвокультурологические и функционально-стилистические комментарии на русском и эстонском языках. Этимология фразеологизма излагается в форме занимательного учебного текста. Задания и упражнения помогают освоить особенности употребления фразеологизмов в современной русской речи. Словарь будет интересен широкому кругу читателей, которых волнуют проблемы русского языка и русской культуры, но в первую очередь он адресован студентам и школьникам Псковского региона и граничащей с ним Эстонии, в том числе тем, кто изучает русский язык как иностранный или готовится стать преподавателем русского языка как неродного.

 

***

 

 

21. Никитина Т. Г., Рогалёва Е.И.

Учебный словарь русской фразеологии на русском и чешском языках. Zabavni slovnik ruske frazeologie. - Praha: Fraus. - 2013.- 272 c. (соавт. Бурешова Б., Рыковска М.).

 

Словарь издан в рамках гранта фонда «Русский мир» № 978 Gr/ 1-262-12 (Проект «Русская фразеология и ее культурно-познавательный потенциал в Чешской республике»)

 

 *** 

 

 

 

 

 

22. Рогалёва Е.И., Никитина Т.Г.

Ума палата: детский фразеологический словарь. – М: Издательский Дом Мещерякова, 2014. – 192 с.

 

Не откладывайте в долгий ящик знакомство с русской фразеологией и культурой. Всем известно: лучше быть семи пядей во лбу, чем без царя в голове. Чтобы не нести околесицу и не глядеть на собеседника, как баран на новые ворота, откройте новый занимательный  словарь, и вы узнаете все тайны и особенности фразеологизмов. Вместе с братьями-коробейниками вы окажетесь на средневековой ярмарке, где найдёте разгадку происхождения фразеологизма с три короба. Чтобы понять историю оборота вить верёвки, посетите музей «Мельница в деревне Бугрово». Побываете в театре, в картинной галерее и поднимитесь на колокольню Ивана Великого. На страницах книги вы найдёте занимательные задания, которые помогут и историю фразеологизма распутать, и смекалку проверить. Научитесь готовить кашу и кисель, узнаете, как смастерить бумажного гуся, как нарисовать на компьютере целую деревню, какие упражнения выполнять, чтобы о вас могли сказать косая сажень в плечах. Но и это ещё не всё. О самом интересном вы узнаете, прочитав книгу.

 ***

 

 

23. Рогалёва Е.И., Никитина Т.Г., Варламова М.В. Фразеологизмы в нашей речи. Учебный словарь с комментариями на английском языке. – Псков: ООО «Логос плюс», 2014. – 176 с.

 

В словарь включено 25 фразеологизмов, связанных с русской культурой и русской историей. Словарные статьи содержат толкования, лингвокультурологические и функционально-стилистические комментарии на русском и английском языках. Этимология фразеологизма излагается в форме занимательного учебного текста. Задания и упражнения помогают освоить особенности употребления фразеологизмов в современной русской речи. Словарь будет интересен широкому кругу читателей, которых волнуют проблемы русского языка и русской культуры, он будет полезен школьникам и студентам, изучающим русский язык как иностранный или английский язык, и в первую очередь тем, кто готовится стать преподавателем русского или английского языка.

 

***

 

 

24. Бредихина В.Н., Корепина Л.Ф., Корепина Э.И., Михайлова И.М. Словарь литературных героев. Учебное пособие словарного типа для будущих учителей и нынешних первоклассников. — Псков: ООО «ЛОГОС Плюс», 2014.-108 с.

 

 Учебное пособие словарного типа содержит 213 статей, представляющих героев произведений, включенных в содержание современных учебников по литературному чтению для 1 класса. Имя героя (заголовок словарной статьи) получает толкование, сюжетный комментарий и текстовую иллю­страцию, в ряде случаев сопровождается детским рисунком.

Пособие будет полезно будущим педагогам – студентам, обучающимся по направлениям бакалавриата и магистратуры «Педагогическое образо­вание» (профили «Начальное образование», «Дошкольное образование»), «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Педагогика и пси­хология дошкольного образования», студентам, изучающим русский язык как иностранный, учителям, воспитателям, а также гувернерам, родителям, младшим школьникам и детям-билингвам.

 

***

 

 

25. Рогалёва Е.И, Никитина Т.Г.

Фразеологизмы в нашей речи. Учебный словарь с комментариями на французском языке. – Псков: Логос, 2015. – 200 с. (соавт.  Желибтер Т., Пёшо М.-П.).

 

В словарь включено 25 фразеологизмов, связанных с русской культурой и русской историей. Словарные статьи содержат толкования, лингвокультурологические и функционально-стилистические комментарии на русском и французском языках. Этимология фразеологизма излагается в форме занимательного учебного текста. Задания и упражнения помогают освоить особенности употребления фразеологизмов в современной русской речи. Словарь будет интересен широкому кругу читателей, которых волнуют проблемы русского языка и русской культуры, но в первую очередь он адресован школьникам и студентам, изучающим русский язык как иностранный или французский язык, и прежде всего тем, кто готовится стать преподавателем русского или французского языка.

 

 

***

 

26. Бредихина В.Н.

Словарь литературных героев. Учебное пособие словарного типа для будущих учителей и нынешних второклассников. – Псков: ООО «ЛОГОС», 2016. – 122 с.

 

Учебное пособие словарного типа содержит 231 статью, представляющих героев произведений, включённых в содержание современных учебников по литературному чтению для 2 класса. Имя героя (заголовок словарной статьи) получает толкование, сюжетный комментарий и текстовую иллюстрацию, в ряде случаев сопровождается детским рисунком или рисунком студентов.
Пособие адресовано будущим педагогам – студентам, обучающимся по направлениям бакалавриата и магистратуры «Педагогическое образование» (профили «Начальное образование», «Дошкольное образование»), «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Педагогика и психология дошкольного образования»), студентам, изучающим русский язык как иностранный, учителям, воспитателям. Пособие будет полезно и интересно библиотекарям, родителям, бабушкам и дедушкам, а также учащимся начальных классов, в том числе детям-билингвам.

***

 

 

27. Рогалёва Е.И., Никитина Т.Г.

Регионы России в пословицах и поговорках. Лингвострановедческий словарь. – Псков: ООО «ЛОГОС Плюс», 2016. – 132 с.

В словаре представлено 25 этнокультурно маркированных русских пословиц и поговорок (фразеологизмов). Словарная статья включает заголовочную единицу, ее толкование, краткий функционально-стилистический комментарий, этимологическую справку. Культурный фон пословиц и поговорок    раскрывается в сюжетных и научно-популярных текстах, отражающих реалии различных российских регионов.
Словарь предназначен широкому кругу читателей, интересующихся русским языком и культурой или осуществляющих свою профессиональную деятельность в данных сферах. В первую очередь он будет полезен тем, для кого русский язык не является родным. Таким читателям словарь поможет не только познакомиться с русской фразеологией, но и адаптироваться в социокультурном пространстве региона обучения или проживания.


***

 

 

 

28. Никитина Т.Г., Рогалёва Е.И.

Актуальный молодежный лексикон: Псков – 2015-2016.  Лингвосоциокультурологический словарь. – Псков: Логос, 2016. – 124 с.

 

В словарь включено более 1000 сленговых слов и выражений, используемых современной молодежью Псковского региона. Толкования и комментарии раскрывают их социокультурное содержание, оригинальные контексты (записи живой речи 2015-2016 г.) отражают особенности функционирования. Словарь предназначен студентам и специалистам-филологам, педагогам, социологам, широкому кругу читателей, интересующихся вопросами культуры речи и краеведением, может служить средством социокультурной адаптации иноязычных студентов в  молодежном социуме региона.

***

   

 

 

 

29. Рогалёва Е.И., Никитина Т.Г.

Фразеологический словарь. Занимательные этимологические истории для детей (соответствует ФГОС). - М.: ВАКО, 2017. – 96 с.

 

Словарь в увлекательной форме знакомит детей с историей происхождения часто используемых русских фразеологизмов. Словарная статья содержит толкование фразеологизма, указывает на особенности его функционирования и грамматические свойства. Историко-этимологическая репрезентация строится с использованием интеллектуально-развивающих технологий и предполагает активное участие юного читателя в воссоздании этимологической версии: под деликатным патронажем авторов он наблюдает, доказывает, обобщает языковой и культурологический материал, попутно выполняя занимательные задания на эрудицию.
Словарь предназначен младшим школьникам и детям среднего школьного возраста. Он будет представлять интерес для учителей, родителей, студентов-филологов и широкого читателя, интересующегося русской словесностью, русской культурой.



***

 

 30. Корепина Л.Ф., Корепина Э.И.

Мифологический словарь: боги и герои (соответствует ФГОС). - М.: ВАКО, 2012. - 80 с.

 

Словарь содержит более 200 статей, в которых рассказано о богах и богинях, божествах, олицетворяющих силы природы, воинах, царях, прорицателях, кентаврах, великанах, чудовищах и других обитателях античных мифов. Пособие хорошо иллюстрировано. Оно окажется полезным на уроках литературы и русского языка, истории, а также во внеурочной работе. Станут понятны многие произведения различных видов искусства (литература, театр, скульптура, живопись, музыка), связанные с сюжетами мифов древних греков и римлян.
Книга адресована учителям, учащимся 3–7 классов.




***

 

 

31. Рогалёва Е.И., Никитина Т.Г.

Ума палата. Детский фразеологический словарь. – Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2017. – 160 с.

 

Детский фразеологический словарь «Ума палата» поможет ребенку узнать смысловое значение каждого оборота, а также подскажет, в каком случае данный фразеологизм можно употреблять, а в каком совсем неуместно. После прочтения книги ребенок уже не будет смотреть на доску как баран на новые ворота и дрожать как осиновый лист на уроках русского языка и уж тем более никогда не станет нести околесицу.
Фразеологический словарь «Ума палата» вышел в серии нон-фикшн для детей "Пифагоровы штаны". Это третье издание книги ИД Мещерякова, дизайн для которого полностью обновлен. В книге много увлекательных заданий на проверку усвоенного материала.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/588689/






***

 32. Рогалёва Е.И., Никитина Т.Г.

Сами с усами. Весёлый фразеологический словарь. – Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2018. – 192 с.

Фразеологизмы (устойчивые сочетания слов) делают нашу речь богаче, а жизнь интереснее! Если та симпатичная коломенская верста из 7 "Б" довела тебя до белого каления. Если голосит во всю ивановскую, что каши ты мало ел да что баклуши бьёшь. Если играет с тобой в кошки-мышки и слов не разгадать... Не отчаивайся! Фразеологический словарь поможет не попасть впросак. Мотай на ус интересные выражения, узнавай их скрытый смысл, выполняй увлекательные задания. Будь тёртым калачом!
Для младшего школьного возраста.
Весёлый фразеологический словарь «Сами с усами»  вышел в серии нон-фикшн для детей «Пифагоровы штаны» ИД Мещерякова. Словарь является своеобразным продолжением книги «Ума палата», ранее вышедшей в этой же серии.







***